Законодательное Собрание Новосибирской области 5 созыва, 2010-2015 гг.

Законодательное Собрание Новосибирской области можно считать одним из самых молодых в Российской Федерации. Но не по возрасту, а по названию: Законодательным Собранием региональный парламент официально стал 10 октября 2010 года. До этого времени, с 26 апреля 1994 года, высший государственный законодательный (представительный) орган области назывался Новосибирский областной Совет депутатов.

Сегодня в составе Законодательного Собрания 76 депутатов. Они избраны по смешанной системе – 38 по одномандатным округам и 38 представляют ведущие политические партии региона. Самая многочисленная фракция – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», в нее входят 50 депутатов. Фракции КПРФ, ЛДПР, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» не столь большие, но выступают в роли конструктивной оппозиции, поэтому их значение для работы законодательного органа велико. 

Основные направления законотворческой деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва 

Законодательным Собранием Новосибирской области пятого созыва продолжается работа по становлению и развитию законодательной базы Новосибирской области по обеспечению прав и свобод граждан в социальной сфере (социальная защита интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многодетных семей, инвалидов, граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, здравоохранение, образование и др.); по предоставлению мер государственной поддержки предпринимателям, товаропроизводителям; совершенствуется бюджетное, выборное законодательство, законодательство в сфере местного самоуправления.

Важное место в деятельности Законодательного Собрания занимает законодательное обеспечение мер по обеспечению устойчивости и эффективности работы систем жизнеобеспечения и социальной инфраструктуры, поддержке и развитию инвестиционного процесса и предпринимательской активности, развитию налогового потенциала и повышению эффективности использования бюджетных ресурсов.

Закон Новосибирской области от 30 сентября 2011 года № 125-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области» направлен на улучшение демографической ситуации в Новосибирской области и устанавливает дополнительно к мерам, установленным Законом Новосибирской области от 6 октября 2010 года № 533-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей на территории Новосибирской области», меры социальной поддержки многодетных семей на территории Новосибирской области, право на которые подтверждается сертификатом на областной семейный капитал. Областной семейный капитал установлен в размере 100 000 рублей и может быть направлен на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной части трудовой пенсии, приобретение автотранспорта. Областной семейный капитал выдается при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей. Право на эту меру социальной поддержки может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении полутора лет со дня рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь принят Закон Новосибирской области от 28 сентября 2012 года № 255-ОЗ «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области», который разграничил полномочия органов государственной власти Новосибирской области в области здравоохранения граждан, урегулировал вопросы страхования медицинских, фармацевтических работников и оказания платных медицинских услуг.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Новосибирской области был принят Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области», которым урегулированы отношения в сфере образования в Новосибирской области, в том числе установлены полномочия органов государственной власти Новосибирской области, дополнительные меры социальной поддержки и гарантии отдельным категориям граждан в сфере образования.

Согласно Закону Новосибирской области от 5 июня 2013 года № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

В 2012 году в Новосибирской области было принято два знаковых закона, обеспечивающих защиту прав и свобод человека и гражданина: Закон Новосибирской области от 10 декабря 2012 года № 270-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Новосибирской области» и Закон Новосибирской области от 28 сентября 2012 года № 252-ОЗ «О бесплатной юридической помощи на территории Новосибирской области».

На должность Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области назначается гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не моложе 30 лет и не старше 70 лет, постоянно проживающий на территории Новосибирской области, имеющий высшее образование, знания и опыт защиты прав и свобод человека и гражданина, обладающий общественным авторитетом, не имеющий неснятой или непогашенной судимости.

Вторым Законом области определены категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, в том числе:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей.

Принятый Закон Новосибирской области от 5 декабря 2011 года № 152-ОЗ «О Законодательном Собрании Новосибирской области» стал для Законодательного Собрания Новосибирской области актом, задавшим вектор дальнейшего его развития и совершенствования организации деятельности. Законопределяет правовой статус, функции, структуру, основы организации, формы деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти Новосибирской области. Законодательное Собрание Новосибирской области реализует представительную, нормотворческую и контрольную функции.

Представительная функция Законодательного Собрания Новосибирской области выражается в обеспечении реализации права граждан на участие в формировании и деятельности Законодательного Собрания Новосибирской области, в представлении депутатами Законодательного Собрания Новосибирской области интересов населения Новосибирской области, а также во влиянии населения Новосибирской области на решения, принимаемые Законодательным Собранием Новосибирской области.

Нормотворческая функция реализуется Законодательным Собранием Новосибирской области посредством принятия Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области и постановлений Законодательного Собрания Новосибирской области, реализации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Законодательное Собрание наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Новосибирской области, постановлений Законодательного Собрания, исполнением областного бюджета Новосибирской области, исполнением бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Новосибирской области в пределах и формах, определенных законодательством.

Формами контроля Законодательного Собрания Новосибирской области являются:

1) депутатский запрос;

2) депутатское расследование;

3) заслушивание ежегодного отчета Губернатора Новосибирской области о результатах деятельности Правительства Новосибирской области;

4) запрос информации;

5) рассмотрение информации о соблюдении и исполнении законов Новосибирской области;

6) Информационный час Правительства Новосибирской области;

7) иные формы.

Большой объем работ был проделан в рамках совершенствования законодательства Новосибирской области, регулирующего порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, что было обусловлено в первую очередь изменениями федерального законодательства.

Так, в связи с установлением в Российской Федерации нового порядка замещения должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) был принят Закон Новосибирской области от 28 июня 2012 года № 243-ОЗ «О выборах Губернатора Новосибирской области», согласно положениям которого кандидаты на должность Губернатора Новосибирской области выдвигаются избирательными объединениями – политической партией, имеющей в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Новосибирской области.

В поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Новосибирской области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Новосибирской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований Новосибирской области.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Помимо реализации права на участие в прямых выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, население региона вправе и отозвать избранного руководителя. В соответствии с Законом Новосибирской области от 10 декабря 2012 года № 269-ОЗ «О порядке отзыва Губернатора Новосибирской области» отзыв Губернатора Новосибирской области возможен по одному из следующих оснований:

1) нарушение Губернатором Новосибирской области законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Новосибирской области, факт совершения которого установлен Новосибирским областным судом;

2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение Губернатором Новосибирской области своих обязанностей, установленное Новосибирским областным судом.

Среди принятых законов Новосибирской области, регулирующих отношения в бюджетной сфере, особо следует отметить Закон Новосибирской области от 7 октября 2011 года № 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области», которым урегулированы бюджетные правоотношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проекта областного бюджета Новосибирской области, проекта бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, утверждения областного бюджета и бюджета территориального фонда, управления государственным долгом Новосибирской области, осуществления контроля за исполнением областного бюджета и бюджета территориального фонда, составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда, а также определены состав участников бюджетного процесса Новосибирской области и их бюджетные полномочия.

Для обеспечения экономического роста Новосибирской области, развития общественной инфраструктуры, повышения эффективности управления государственным имуществом Новосибирской области и средствами областного бюджета Новосибирской области был принят Закон Новосибирской области от 29 марта 2012 года № 200-ОЗ «Об участии Новосибирской области в государственно-частном партнерстве», который установил цели и принципы участия Новосибирской области в государственно-частном партнерстве – взаимовыгодном сотрудничестве публичного и частного партнеров, основанном на соглашении между ними, с целью реализации общественно значимых для Новосибирской области проектов.

Законом Новосибирской области от 7 ноября 2011 года № 139-ОЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Новосибирской области» установлены полномочия органов государственной власти Новосибирской области по осуществлению государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; определены виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, при осуществлении которых оказывается государственная поддержка, и формы такой поддержки.

Закон Новосибирской области от 1 октября 2013 года № 364-ОЗ «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Новосибирской области» определил правовое положение, основные задачи и компетенцию Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области, а также порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новосибирской области.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 1 октября 2013 года № 363-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» и об установлении дополнительного основания признания безнадежными к взысканию с физических лиц недоимки, задолженности по пеням по транспортному налогу» дополнительным основанием признания безнадежным к взысканию с физических лиц недоимки по транспортному налогу, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, является утрата налоговым органом возможности их взыскания в связи с отсутствием у налогового органа основания для обращения в суд с заявлением о восстановлении пропущенного срока для повторного предъявления к исполнению исполнительного документа, возвращенного по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Закон Новосибирской области от 7 октября 2011 года № 115-ОЗ «О пчеловодстве в Новосибирской области» направлен на создание благоприятных условий для разведения, содержания и использования пчел; сохранение и улучшение пород и линий пчел; удовлетворение потребностей населения Новосибирской области в продукции пчеловодства.

Изучение результатов применения ранее принятых законов, поступающие обращения граждан, изменения общественной жизни региона требуют своевременного реагирования законодателей. Примером может служить принятие следующих законов Новосибирской области.

Законом Новосибирской области от 4 февраля 2011 года № 45-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области» в перечень субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки на возмещение 50 процентов стоимости приобретенного рыбопосадочного материала для зарыбления прудов и озер, включены организации, осуществляющие деятельность по выращиванию рыбопосадочного материала.

Закон Новосибирской области от 7 ноября 2011 года № 141-ОЗ «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Новосибирской области» направлен на упорядочение отношений в сфере заготовки гражданами древесины для собственных нужд, а также на устранение коррупционной составляющей в указанной сфере. Так, при подаче гражданином заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд необходимо будет прилагать документы, подтверждающие цель использования древесины.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 10 декабря 2012 года № 275-ОЗ «О максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может превышать 2,5 гектара.

Для усиления эффективности работы по контролю и надзору за использованием жилого помещения по назначению, за обеспечением надлежащего состояния жилого помещения, правильностью начисления предъявленного к уплате потребителем размера платы за коммунальные услуги нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда и другим пользователям таких жилых помещений в Законодательном Собрании Новосибирской области в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации был разработан и принят Закон Новосибирской области от 10 декабря 2012 года № 280-ОЗ «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области».

Закон Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 353-ОЗ «О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и порядке включения граждан в указанные списки» в соответствии с частью 36 статьи 16.6 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» устанавливает правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, переданных в безвозмездное срочное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, в том числе для их комплексного освоения в целях строительства такого жилья на территории Новосибирской области, и порядок, в частности очередность, включения указанных граждан в эти списки.

Законом Новосибирской области от 5 июля 2013 года № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области» регулируются отношения, связанные с организацией своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Новосибирской области, в том числе порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок создания, деятельности и функции регионального оператора, вопросы подготовки, утверждения и реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Одним из наиболее обсуждаемых в 2012 году стало принятие Закона Новосибирской области от 14 июня 2012 года № 227-ОЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств», согласно которому организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие перемещение на специализированную стоянку, хранение и возврат задержанных транспортных средств, в лице ее представителя принимает задержанное транспортное средство от должностного лица, уполномоченного составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, принимать решения о задержании транспортного средства, на основании акта приема задержанного транспортного средства, составленного в присутствии должностного лица, и осуществляет его перемещение на специализированную стоянку.

За период деятельности (по состоянию на 31.03.2014 года) Законодательного Собрания Новосибирской области пятого созыва было проведено 40 сессий, на которых было принято 1291 решение, в том числе 427 законов области и 561 других нормативно-правовых актов.