О ПРОБЛЕМАХ ЛИКВИДАЦИИ МЕСТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК, ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА И ПЕРЕРАБОТКИ МУСОРА И БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Порядок проведения депутатских слушаний на тему:
"О проблемах ликвидации мест несанкционированных свалок, организации сбора и переработки мусора и бытовых отходов в Новосибирской области"

 26 февраля 2014 года
11-00 час
 Малый зал
Кирова, 3

1

Открытие депутатских слушаний
Шимкив Андрей Иванович – председатель комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям

2

Вступительное слово
Мороз Иван Григорьевич – Председатель Законодательного Собрания Новосибирской области

 3

Доклад: «О проблемах ликвидации мест несанкционированных свалок, проблемах и перспективах раздельного сбора мусора и особо опасных отходов в Новосибирской области». 
Марченко Юрий Юрьевич – руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды  Новосибирской области

4

Доклад: «О государственной политике в области обращения с твердыми бытовыми отходами и совершенствовании этой деятельности на уровне муниципальных образований»
Вершинин Денис Владимирович – министр строительства Новосибирской области

5

Доклад: «Об организации сбора и переработки мусора и бытовых отходов в г. Новосибирске и перспективах совершенствования этой работы»
Ким Евгений Сергеевич – заместитель мэра – начальник департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства г. Новосибирска

6

Обсуждение проблемы:
О создании в поселениях Новосибирской области условий для легитимного размещения отходов;
О воспитании экологической культуры;
О санитарном состоянии и мерах ответственности за ненадлежащее выполнение законов по содержанию гаражных и дачных кооперативов;
Об опыте раздельного сбора мусора на территории Новосибирской области;
Современные технологии по утилизации мусора и научно обоснованный подход к решению данной проблемы;
О значении ликвидации несанкционированных свалок и строительстве заводов по переработке ТБО;
Об административной практике;
О правовом регулировании в сфере сбора и переработки мусора и бытовых отходов.

7

Выработка рекомендаций государственным органам, органам местного самоуправления, другим заинтересованным лицам по вопросам ликвидации мест несанкционированных свалок, организации сбора и переработки мусора и бытовых отходов и совершенствования этой деятельности.

 
Рекомендации депутатских слушаний на тему:

«О проблемах ликвидации несанкционированных свалок, организации сбора и переработки мусора и бытовых отходов в Новосибирской области»

Участники депутатских слушаний отмечают, что в Новосибирской области достаточно активно осуществляется реализация областной программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы».
С 2010 году в целях снижения риска возникновения чрезвычайных ситуаций в связи со значительным ростом числа несанкционированных свалок начата работа по их ликвидации. За счет средств, выделенных из резервного фонда администрации Новосибирской области, бюджетов муниципальных образований было ликвидировано более 740 несанкционированных свалок с общим объемом отходов около 400 тыс. м3. Работы по ликвидации несанкционированных свалок проведены на территориях всех районов и 4 городов Новосибирской области, в местах массового размещения садоводческих и дачных некоммерческих объединений граждан.
Проводится работа по сбору опасных отходов (ртутьсодержащих, биологических, машинных масел, отработанной бытовой техники и т.д.) от населения. Для этих целей приобретены передвижные пункты - «Экомобили».
В Новосибирской области работает программа «Распаковка» по сбору макулатуры при поддержке департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
В целях приближения системы сбора опасных отходов к населению, а также формирования рынка вторичных ресурсов запущена единая диспетчерская служба. Жители Новосибирска, Искитима, Бердска, Кольцово, Краснообска и Оби позвонив по телефону, могут получить контактную информацию о стационарных пунктах приема биологических, медицинских отходов, автомобильных масел, отработанных энергосберегающих лампочек, термометров, ртутных ламп, батареек, автошин, вышедшей из строя оргтехники, просроченных продуктов питания и других видов отходов и сделать заявку на вывоз отходов.
Вывоз и утилизация опасных отходов для жителей города и области проводится бесплатно.
С целью привлечения общественности и организаций к решению проблем охраны окружающей среды Молодежный департамент природных ресурсов и охраны окружающей Новосибирской области и Новосибирское отделение движения "ЭКА" проводят большую работу по осуществлению программы по сбору отработанных аккумуляторов электрических и электронных приборов и старых мобильных телефонов.
Открылись пункты «Разрядка» в Новосибирске, Бердске и Чулыме.
Вместе с тем, участники депутатских слушаний отмечают, что процесс обращения с твердыми бытовыми отходами не отвечает требованиям времени.
Отсутствует гармоничное, четкое законодательство определяющее меру ответственности каждого гражданина, должностного лица по обеспечению охраны окружающей среды и улучшению экологии. Мусор зачастую расценивается только как отходы, которые надо собрать и уничтожить. Тогда как, бытовые отходы являются ценным материалом, подлежащим вторичной переработке, из него возможно произвести новые товары или же использовать как источник энергии. С учетом возрастающего количества отходов становится очевидной экономическая целесообразность работы в этом направлении, в связи с чем следует уделять повышенное внимание развитию материально-технической базы, где основной проблемой для производителей оборудования по переработке отходов являются инвестиции. Малый бизнес, обладая хорошим потенциалом для внедрения технологий сбора и переработки мусора, при условии заинтересованности законодательной и исполнительной власти, финансирования бизнес-процесса может стать полноценным игроком на данном рынке.
Вместе с тем, компании, занимаясь обращением с твердыми бытовыми отходами, никогда не получают прибыль от этого виды деятельности, а наоборот, всегда терпят много убытков по причине того, что внушительная часть населения не платит за услуги сбора, вывоза и складирования отходов. Сторонние организации (муниципальные учреждения, индивидуальные предприниматели и прочие организации) отказываются заключать договора с управляющими компаниями на услуги сбора, вывоза и складирования отходов. Методы обращения с отходами являются не экономичными: неиспользование новых технологий, отсутствие белее современной специальной техники, малое количество дипломированных специалистов данной отрасли.
Одной из основных экологических проблем Новосибирской области является проблема возвратной стеклянной бутылки, которые сегодня зачастую вывозятся на свалки, а не перерабатываются или используются повторно.
Среди причин, по которым граждане не относят бутылки в пункты приема, выделяются низкая осведомленность о расположении точек приема, а также отсутствие материальной заинтересованности, хотя увеличение доли повторно используемого мусора могло бы снизить нагрузку на окружающую среду и затраты бюджетов всех уровней на обращение с ТБО.
Участники слушаний «О проблемах ликвидации несанкционированных свалок, организации сбора и переработки мусора и бытовых отходов в Новосибирской области» рекомендуют:

Законодательному Собранию Новосибирской области, Правительству Новосибирской области:

1. Обратиться в ГД с вопросом об увеличении размеров административной ответственности за организацию сбора и переработки отходов, хозяйствующих субъектов как собственников отходов производства, физических лиц как собственников образующихся у них бытовых отходов, органов муниципального управления организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов.
2. Рассмотреть вопросы стимулирования юридических лиц и предпринимателей осуществляющих вовлечение отходов в хозяйственный оборот, создать нормативно-правовые условия для более эффективного использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования для введения ограничений на захоронение общераспространенных вторичных материальных ресурсов, экономического поощрения их сбора и переработки, стимулирования технического перевооружения производственной базы, выделения средств на целевые программы по разработке технологий, направленных на сохранение окружающей среды и улучшение экологии в Новосибирской области.
Внести изменения в закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области», предусмотрев в нем понижение налоговой ставки на прибыль, зачисляемой в бюджет Новосибирской области юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инвестирование в создание производств по переработке вторичных материальных ресурсов или в техническое перевооружение в этой области;

Правительству Новосибирской области:

1. С учетом существующего законодательства рассмотреть возможность установления льгот по арендной плате за производственные помещения находящиеся в собственности Новосибирской области для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих сбор и переработку вторичного сырья.
2. Разработать и согласовать программу по обеспечению решения проблем сбор, утилизации, переработки коммунальных отходов на 2015 и последующие годы.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:

Выработать предложения для органов местного самоуправления, на которые в законодательном порядке возложена ответственность по организации сбора и переработки отходов, по реформированию системы государственного регулирования в этой сфере, особенно в отношении «нерентабельных» отходов.

Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области:

1. Разработать государственную программу по охране окружающей среды.
Сосредоточить усилия на экологическом просвещении населения о законодательстве в сфере охраны окружающей среды и в области экологической безопасности, предупреждении и устранении негативного воздействия на окружающую среду, естественные экологические системы и ландшафты.
2. Выработать рекомендации для органов местного самоуправления Новосибирской области о раздельном сборе и утилизации отходов производства.
3. Обеспечить результативность при предъявлении исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в сфере окружающей среды.
4. Подготовить и внести предложения по созданию постоянно действующей рабочей группы с участием представителей министерства строительства и ЖКХ, департаментов лесного хозяйства, имущества и земельных отношений, органов местного самоуправления по решению проблем ликвидации стихийных свалок, организации сбора, утилизации, переработки мусора.

Комитету по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Новосибирского областного Совета депутатов:

Совместно с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области рассмотреть вопросы совершенствования законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Изучить возможность разработки специального областного закона «О вторичных материальных ресурсах».

Органам местного самоуправления Новосибирской области:

1. Организова¬ть просветительскую работу среди населения, с использова¬нием всех средств массовой информации,¬ по экологическому просвещения населения, изучению нормативных документов, ограничивающих право граждан на экологию и благоприятную среду обитания.
2. С учетом существующего законодательства рассмотреть возможность установления льгот по налогу на землю производственно-заготовительных предприятий и пунктов сбора наиболее распространенных видов вторичного сырья.