О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 
13.03.2015                                                                      № 62-р

О проведении депутатских слушаний
по теме: «О стратегии развития сельских территорий
Новосибирской области до 2020 года»

В соответствии со статьёй 50 Регламента Законодательного Собрания Новосибирской области:
1. Провести депутатские слушания по теме: «О стратегии развития сельских территорий Новосибирской области до 2020 года» 24 марта 2015 года в 11.00 в Малом зале Законодательного Собрания Новосибирской области (ул. Кирова, 3).
Ответственным за подготовку депутатских слушаний назначить комитет Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям (контактный телефон: 223-05-35).
2. Организационному управлению Законодательного Собрания Новосибирской области разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Законодательного Собрания Новосибирской области в разделе «Деятельность Собрания – депутатские и публичные слушания».
3. Опубликовать настоящее распоряжение в газетах: «Советская Сибирь», «Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области».

 

 

И.Г. Мороз

 

 

Рекомендации
участников депутатских слушаний: «О стратегии развития сельских территорий  Новосибирской области до 2020 года»

 Законодательному Собранию Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, исполнительным органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления

 г. Новосибирск

24 марта 2015 года

В работе депутатских слушаний приняло участие 80 человек, в т. ч. 14 депутатов. С докладами и сообщениями выступило 16 человек. Поступило более 20 предложений с конкретными рекомендациями и замечаниями.
 

Участники депутатских слушаний отмечают, что за последние годы в сфере сельскохозяйственного производства Новосибирской области наметились некоторые положительные тенденции.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году составил более 70 млрд.руб. с индексом производства 102 % к уровню 2013 года.

В течение 2014 года на территории области велось строительство и реконструкция 28 животноводческих комплексов (ферм). Введено в эксплуатацию 9 500 скотомест. Продолжается работа по строительству свиноводческих и птицеводческих комплексов.

Наиболее крупные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве осуществляются в Каргатском районе – строительство животноводческого комплекса на 4 450 дойных коров, в Маслянинском районе – строительство животноводческого комплекса на 2500 дойных коров, реконструкция молочного комбината в Краснозерском районе, строительство второй очереди свинокомплекса в Новосибирском районе и ряд других.

В 2014 году в рамках мероприятий ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» за счет всех источников финансирования                 направлено на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности 278,6 млн. руб. и 64 млн. руб. на развитие газификации. Введено в эксплуатацию 22 тыс. кв. м. жилья, что позволило улучшить жилищные условия более чем 270 семьям.

Для создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности,  повышению уровня и качества жизни сельского населения разработана и утверждена государственная программа "Устойчивое развитие сельских территорий в Новосибирской области на 2015-2017 годы и на период до 2020 года». Общий объём ресурсного обеспечения программы составляет 19 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 9,3 млрд. рублей, средств областного бюджета - 6,4 млрд. рублей, местного бюджета - 0,3 млрд. рублей и внебюджетных источников - 3 млрд. рублей.

В рамках реализации государственной программы планируется: обеспечить жильем 2040 семей, в том числе 1027 семей молодых граждан, построить газовых сетей 240,8 км, газифицировать при этом 7,2 тысячи квартир; построить водопроводов 649,9 км, обеспечивая при этом 54,6 тысячи граждан водой; построить плоскостных сооружений на 39,8 тысяч кв.м.; построить учреждений культурно-досугового типа - на 3790 мест, шесть фельдшерско-акушерских пунктов; ввести около 40 км автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального знания.

Вместе с тем необходимо признать, что положение в экономике сельского хозяйства области остается очень сложным, что негативно сказывается и на социальном развитии села. Сокращается поголовье крупно-рогатого скота (97,2% к уровню 2013 г), овец и коз, уменьшилось поголовье птицы в сельскохозяйственных организациях на 2,9%. Рентабельность сельскохозяйственных организаций по всем видам деятельности составляет 13% вместе с субсидиями. Вместе с тем объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета остается на уровне пятилетней давности.

На состояние экономики сельского хозяйства накладывают свой отпечаток недостаток инвестиций, плохая инфраструктура, отсутствие государственной политики в отношении технического переоснащения сельскохозяйственного производства и размещения производительных сил в районах области, отсутствие государственного заказа на продукцию сельского хозяйства, низкая квалификация или просто отсутствие кадров.

В числе проблем, связанных с ухудшением условий жизни на селе, являются низкая заработная плата, низкая занятость, несогласованность существующих программ на областном и муниципальном уровне. Выделение бюджетных средств на нужды села осуществляется по остаточному принципу. Отсутствует доступ жителей сел к финансовым и кредитным ресурсам. Ограничен доступ к рынкам сбыта сельскохозяйственной продукции.

Серьёзных изменений требует инфраструктурная политика развития сельских территорий, без чего сельское хозяйство интенсивно развиваться не может. Прежде всего это маркетинговая, юридически-финансовая, инжиниринговая политика, логистическая подготовка, переподготовка кадров. Требуют пересмотра принципы бюджетных затрат и мер государственной поддержки, с учетом широкого применения форм государственно-частного партнёрства, стимулирования привлечения частного капитала.

Рассмотрев состояние и проблемы развития сельских территорий, участники депутатских слушаний поддерживают проект стратегии развития сельских территорий Новосибирской области до 2020 года и рекомендуют:

 

Законодательному Собранию Новосибирской области, Правительству Новосибирской области:

Изучить правовые основания  оптимизации расходов на содержание муниципальных поселений за счет сокращения количества муниципальных образований и перераспределения функций, с возможностью организации удаленных рабочих мест, которые будут выполнять те же функции.

 

Правительству Новосибирской области:

1. Для обеспечения интенсивного развития сельскохозяйственных отраслей, использования механизмов привлечения инвестиций в сельские территории, механизмов государственного частного партнерства принять меры по изменению функций и структуры управления агропромышленным комплексом области.

2. Обеспечить комплексный подход к развитию сельских территорий, обусловленный вовлечением и координацией деятельности всех министерств и ведомств, отвечающих за развитие конкретного направления в сельской территории. Исходя из этого внести изменения в управление государственными и ведомственными программами, действующими на территории области. Рассмотреть вопросы разделения функций организации текущей деятельности министерств и ведомств и функций развития и формирования проектов инвестиционного развития и программ.

3. Принять меры по созданию Агроресурсных центров, способствующих развитию рынков сбыта, транспортных и логистических услуг, услуг по маркетингу и подготовке специалистов.

4. Принять меры по созданию заготовительных пунктов, развитию сферы услуг, не сельскохозяйственных производств на селе  (лесная отрасль и рыборазведение, развитию системы самозанятости населения в личных подсобных хозяйствах. Усилить меры по поддержке и развитию сельскохозяйственной кооперации и малого сельского предпринимательства, обеспечить содействие развитию кооперации и интеграции на межотраслевом уровне, привлечение инвестиций в аграрный сектор.

 

Министерству сельского хозяйства Новосибирской области:

1. Сосредоточить усилия министерства на интенсивном развитии базовых отраслей сельской экономики: повышении плодородия земель, вовлечении в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и, в этой связи, на увеличении производства продукции растениеводства. Рекомендовать изменить систему несвязанной поддержки отрасли. Создать условия для хозяйств, претендующих на господдержку, дифференцировать ее в зависимости от темпов развития.

2. Пересмотреть задачи увеличения производства продукции животноводства в хозяйстве всех категорий в рамках плановых показателей, утвержденных государственной программой развития сельского хозяйства в Новосибирской области на 2015-2020 годы. Принять меры по повышению продуктивности животных, развитию специализации сельскохозяйственных предприятий по мясному и молочному направлениям и других видов животноводства, рассмотреть вопрос целесообразности создания селекционного центра в Новосибирской области.

3. Обеспечить совершенствование земельных отношений, в части наведения порядка использования и предоставления земель сельскохозяйственного назначения для размещения производительных сил.

4.  В техническом перевооружении сельскохозяйственного производства выработать единую техническую политику, единые стандарты на территории области, разделенные на зонирование по сельскохозяйственным территориям.

 

Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:

Считать приоритетными задачами развитие производства строительных материалов и конструкций, домостроений, лесной и деревообрабатывающей промышленности в сельских районах области, развитие рекреационного и туристического бизнеса, придорожной инфраструктуры и сервиса.

 

Министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области:

1. Обратить внимание министерства на недопустимость ликвидации, а также «оптимизации» сельских образовательных профессионально-технических учреждений.

2. Рассмотреть при участии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области возможности расширения практики обучения рабочим сельскохозяйственным профессиям в общеобразовательных сельских школах.

 

Министерству культуры Новосибирской области:

Разработать программу гастролей областных театров, самодеятельных творческих коллективов, выездных выставок музеев по городам и сельским поселениям Новосибирской области.

 

Комитету Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:

Совместно с министерством сельского хозяйства Новосибирской области подготовить проект закона Новосибирской области о внесении изменения в областной Закон № 61-ОЗ, обеспечивающие повышение эффективности использования средств государственной поддержки в меняющихся социально-экономических условиях, и внести его на рассмотрение сессии Законодательного Собрания Новосибирской области.

       

Органам местного самоуправления Новосибирской области:

В целях обеспечения сбалансированного развития сельских территорий и решения социально-экономических проблем села добиваться исполнения муниципальных программ устойчивого  развития сельских территорий.  

Участники депутатских слушаний выражают надежду на то, что решение вопросов развития сельских территорий станет приоритетным направлением в деятельности Законодательного Собрания, Правительства Новосибирской области и органов местного самоуправления.