18.04.18, 04:00

Закон о госсобственности в публичном пространстве

Сегодня, 18 апреля, комитет Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности рассмотрел в первом чтении проект закона «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области».

Предваряя обсуждение законопроекта на заседании комитета заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности, его председатель Александр Морозов сделал акцент на актуальности документа и отметил, что в ходе работы над ним были изучены практики многих других регионов, в частности соседней Томской области, где все действия по управлению собственностью проходят через утверждение в областной Думе.
Законопроект представила заместитель председателя комитета Ирина Диденко. Она напомнила, что действующий сегодня в регионе документ о распоряжении госсобственностью датирован 2001 годом. Необходимость ужесточения контроля за использованием государственного имущества в последнее время выявлялась неоднократно. «Целью законопроекта является определение единого четкого порядка управления и распоряжения госсобственностью в Новосибирской области и заполнение пробелов областного законодательства в этой сфере. По сути, речь идет о создании новой системы распоряжения и управления госсобственностью НСО, которая позволит не только иметь системное комплексное представление о текущем состоянии госсобственности, но и вырабатывать основные направления ее эффективного использования в интересах развития экономического потенциала территории. При этом каждый орган власти будет иметь свой функционал в соответствии с законодательством, а депутаты будут осуществлять контролирующие функции, что подкреплено законодательством», - подчеркнула Ирина Диденко.
В представленном законопроекте 7 глав. Проектом закона устанавливаются цели и задачи управления и распоряжения государственной собственостью, предмет регулирования госполитики НСО в этой сфере, а также полномочия органов государственной власти. В целях определения приоритетов, целей и задач предусматривается разработка концепции управления и распоряжения госсобственностью на срок от 3 до 6 лет. Проект закона устанавливает порядок управления имуществом государственных унитарных предприятий, а также полномочия правительства, областных исполнительных органов государственной власти в отношении имущества ГУПов и контроля за его использованием. Регулируется вопрос деятельности автономных бюджетных и казенных учреждений, определяются полномочия областных исполнительных органов по контролю за их деятельностью. Отдельная глава регулирует осуществление Новосибирской областью прав акционера, устанавливается порядок деятельности представителей интересов Новосибирской области, а также определяется перечень вопросов, по которым представители интересов региона обязаны голосовать на основании письменных директив, выданных областным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим права акционеров в совете директоров. Законопроект регулирует отдельные вопросы управления областным имуществом при передаче его в залог, безвозмездное пользование, предоставление объектов, находящихся в собственности в области, для осуществления инвестиционной деятельности, а также вопросы в сфере заключения концессионных соглашений. Законопроектом предусматривает разработка ежегодного отчета по управлению и распоряжению госсобственностью, основные моменты которого предлагается выносить на рассмотрение Законодательного собрания Новосибирской области.
Ирина Диденко рассказала, что для разработки документа была создана рабочая группа под руководством первого вице-спикера Андрея Панфёрова. Была проделана огромная работа по изучению федерального законодательства, опыта других субъектов Федерации. Она поблагодарила Контрольно-счётную палату Новосибирской области — многие положения документа основаны на данных её проверок. Работа над законопроектом продолжается, сообщила заместитель председателя комитета.
От правительства области оценку законопроекту дала врио министра юстиции Наталья Омелёхина. Она согласилась с тем, что закон от 2001 года устарел, и подчеркнула: новый документ не должен входить в противоречие с федеральным законодательством, в частности, с Гражданским кодексом РФ. Она подтвердила позицию правительства: государственная собственность должна работать в интересах граждан, и призвала депутатов продолжить работу над совершенствованием документа, чтобы закон в итоге стал образцовым, и уже представители других регионов приезжали бы к нам перенимать опыт.
Обсуждая законопроект, Андрей Панфёров, первый заместитель председателя Законодательного собрания, руководитель рабочей группы, еще раз напомнить моменты, которые подтолкнули депутатов к разработке законопроекта. «Был Технопарк, биотехнопарк. Были заключения КСП по проверке этих объектов. Далее мост, мусорная концессия. Все это сподвигло нас не быть в стороне от этих процессов. Начали разбираться с мостом – выяснилась «арифметическая ошибка» 43 млрд рублей. На том месте , где должен быть построен лабораторный комплекс Технопарка, строятся и продаются жилые дома. А мы оставались у итогов, и нам нечего было сказать избирателям на вопрос, почему так неэффективно используются бюджетные деньги, не срабатывают те или иные механизмы. Когда вопрос был поставлен на сессии, при отчете врио губернатора, Андрей Александрович Травников согласился с тем, что необходим закон в этой части. Закон должен быть рабочим. Простым и эффективным. Будем работать с прокуратурой, правительством. У меня одна просьба к членам правительства, которые будут работать в рабочей группе, - помочь нам, быть нашими союзниками, чтобы мы написали такой закон. Принять его в первом чтении и до второго чтения полностью доработать», - высказал предложение законодателей руководитель рабочей группы.
Депутат Сергей Гайдук отметил, что документ надо было принимать «ещё вчера». Вице-спикер Владимир Карпов подчеркнул: в законопроекте заинтересованы обе ветви власти, и выразил надежду, что ко второму чтению будут очень внимательно рассмотрены и отработаны все предложения, которые поступят после первого чтения. Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарёв констатировал, что разрабатываемый документ воплотил в себе настроения, накопившиеся у депутатов за последнее время после множества спорных проектов правительства области.
Подводя итог обсуждению, Александр Морозов вновь обратился к негативному опыту прошлых лет:
- С 2001 года мы не раз становились свидетелями, как от монолита государственной собственности Новосибирской области с грохотом отваливались целые куски, ничего не принося казне. Мы потеряли контрольные пакеты 44 элеваторов, тогда никто не встал на их защиту, и в результате сегодня мы не можем отреагировать на то, что происходит на зерновом рынке. Когда принимали закон об агропромышленном комплексе, юристы говорили: зачем всё так детализировать. А потом пошла ползучая контрреволюция. Пример: полтора месяца назад мы внесли поправки в бюджет — 500 миллионов на поддержку АПК, а они до сих пор не отадминистрированы.

 

«Что мешает, какое законодательство? Мы создаем закон на несколько поколений, чтобы он объективно действовал, регулируя тот или иной процесс. А не когда хороший Иванов с хорошим Петровым договорились. Мы вместе создаем историю Новосибирской области. А ответственность у нас действительно разная. У вас – своя, у нас – своя!» - подытожил Александр Морозов.
Комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности единогласно принял решение вынести законопроект для рассмотрения в первом чтении на апрельской сессии Законодательного собрания, поправки могут быть внесены до 17 мая.

 

Теги:  Актуально