27.10.16, 04:00

За тепло и воду ответит район

Сегодня 13-я сессия Законодательного собрания обсудила возможность передачи ответственности за тепло- и водоснабжение сельских поселений в муниципальные районы.

 По словам министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области Евгения Кима, законопроект «О внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» предполагает передать на уровень муниципальных районов полномочия по тепло- и водоснабжению сельских поселений. Данная мера позволит улучшить управление коммунальным комплексом муниципальных районов, что возможно только с привлечением квалифицированных специалистов. Кроме того, предлагаемые меры снизят убытки коммунального комплекса сельских поселений за счёт снижения управленческих расходов. С 2013 года убытки таких предприятий выросли на 14% и превысили 1 млрд рублей. Управленческие расходы таких предприятий с 2013 по 2015 годы выросли с 2,2 млрд рублей до 2,6 млрд рублей (прирост – 18%). В результате оптимизации коммунального комплекса сельских поселений с передачей полномочий муниципальным районам ожидается снижение управленческих расходов до величины 1,8 млрд рублей, примерно на 800 млн рублей. Это позволит сбалансировать экономическую ситуацию в коммунальном комплексе муниципальных районов. В целях обеспечения бесперебойной поставки топлива и энергетических ресурсов из областного бюджета коммунальным организациям ежегодно оказывается финансовая поддержка: 2014 год – 983 млн рублей, 2015 год – 922 млн рублей. На 1 июля 2016 года оказана финансовая поддержка в размере 414 млн рублей. При сокращении кредиторской задолженности у поставщиков ресурсов появится возможность направить финансы областного бюджета на модернизацию объектов теплоснабжения.
«По-другому мы ситуацию в сельских поселениях не выправим, - заявил министр. - Это не вина глав поселений, не вина людей, которые возглавляют предприятия ЖКХ. Мы не сможем найти в сельских поселениях грамотных специалистов, с которыми можно говорить на одном языке. Оговорюсь – если будет принят этот закон, под его действия подпадут только сельские поселения».
Депутат Юрий Зозуля поинтересовался – может быть, дешевле обучить уже работающих специалистов? «Стратегически это было бы выигрышно для развития области», - заявил Юрий Зозуля. «Сегодня в сельских поселениях порядка 500 предприятий ЖКХ. Если мы снизим число предприятий хотя бы до 100, появится реальная возможность обучать персонал», - ответил Евгений Ким.
Депутат Анатолий Жуков задал вопрос – будут ли оптимизироваться, в том числе и эффективно работающие предприятия? С точки зрения Евгения Кима, на селе эффективно работающих предприятий ЖКХ просто нет
«Если 800 сэкономленные млн. рублей останутся в сфере ЖКХ, пойдут ли они на модернизацию оборудования? - задал вопрос депутат Валентин Сичкарёв. - В итоге люди должны ощутить лучшую работу ЖКХ». «Естественно, в день принятия закона никаких улучшений никто не ощутит», - ответил Евгений Ким. Но с течением времени улучшения станут заметны.
«Система коммунального хозяйства на селе сложилась в течение последних 20 лет, - напомнил депутат Сергей Титков. – В конце 90-х годов котельные, теплотрассы, водопроводы, скважины – всё бросалось. Всё отдавали в сельское поселение, где не было ни денег, ни специалистов, ни полномочий. Вы предлагаете убрать миллиард рублей с сельских жителей – они слишком хорошо живут. Я за это закон голосовать не буду. В ваших мероприятиях есть пункт – принять объекты ЖКХ в собственность. Многие такие объекты сегодня в собственность не оформлены. На примере одного из сельсоветов могу сказать – для оформления таких объектов в собственность требуется около 200 тысяч. Мы ничего не сэкономим, мы только разрушим то, что создавалось предыдущие 20 лет».
Депутат Денис Субботин высказался в поддержку законопроекта. «Я каждый день бываю в Половинном сельсовете. Там насосная скважина сломалась, а глава не может купить новый насос. Нет у него денег. Я предлагаю поддержать предложение областного правительства», - сказал депутат.
Вице-спикер Владимир Карпов настороженно отнёсся к законопроекту. « Мы не должны забывать, что, к большому сожалению, в сельских поселениях очень много слабых, несостоятельных предприятий системы ЖКХ. На фракции КПРФ мы пришли к следующему – в первом чтении законопроект поддержать, и ко второму чтению подготовить свои предложения. И ещё целесообразно ввести закон с июня 2017 года, чтобы не навредить вхождению в зиму», - отметил вице-спикер.
«Безусловно, вопросы к законопроекту есть, но мы принимаем его в первом чтении, – сказал депутат Майис Мамедов. - Перед вторым чтением запланировано проведение круглого стола, с участием всех заинтересованных сторон. Предлагаю законопроект поддержать».
По мнению депутата Алексея Александрова, понять логику законопроекта можно -– ситуация в ЖКХ на селе критическая, что-то нужно делать. «С другой стороны, пока у глав сельских поселений не будет денег, эти вопросы, как и другие, никак не будут решаться», - выразил своё мнение Алексей Александров.
Предложение правительства надо поддержать, считает депутат Александр Терепа. «Но я обращаю внимание на то, что если не изменится подход к формированию экономически обоснованных тарифов, выгоды предложения неочевидны. Поскольку уменьшение персонала повлечёт снижение тарифов, и всё вернётся на круги своя», – заметил депутат.
Первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей Панфёров высказал мнение, что большинство районов будет за передачу полномочий главам районов. «Если освободившийся миллиард пойдёт на модернизацию ЖКХ, то я это считаю большим плюсом, - заявил первый вице-спикер. - Нужно также предусмотреть вариант для поселений, которые готовы взять на себя отвественность за ЖКХ».
Юрий Зозуля обратился к областному правительству с предложением начать осуществлять законопроект на нескольких пилотных площадках. «Определить 20-25% районов, наиболее готовых к реализации этого закона, в течение следующего года в этих районах реализовать предложенную модель с учётом сегодняшней моды на концессионные соглашения, - убеждал представителей исполнительной власти Юрий Зозуля. - И, в случае положительного опыта, распространить полученный механизм на территорию все области. Без этого никакие круглые столы и дискуссии не дадут нам реального понимания того, как будет работать такое предложение».
В завершении дискуссии к депутатам обратился губернатор Владимир Городецкий: «Это не предложение министерства, это предложение правительства. Министерство полтора года разрабатывало это предложение, учитывались не только чисто технические вопросы, но и сложившиеся традиции. Я прошу в первом чтении принять и продолжить дальше профессиональную дискуссию. Подтверждаю – сэкономленные средства пойдут только на улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства».

 

27.10.2016