18.10.18, 04:00

«Адекватный» тариф – значит, обоснованный

Комитет Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике попросил правительство области и, в первую очередь, департамент по тарифам ускорить работы по расчету «адекватного», то есть обоснованного тарифа на проезд в общественном пассажирском транспорте.

Последний раз тариф на услуги общественного пассажирского транспорта менялся в 2015 году. Сегодня, более чем через три года, вопрос транспортных тарифов в Новосибирске перешел в категорию крайне болезненных. Не случайно в обсуждении проблемы на заседании комитета приняли участие представители областного правительства, мэрии и Совета депутатов города Новосибирска, саморегулируемой организации «Транспортный Союз Сибири».

С 2015 года, констатировали участники обсуждения, дизтопливо подорожало в среднем на 30%, бензин на 40%, масла - до 50% и выше, износ автопарка достигает 80-90%. Убытки несут не только муниципальные и государственные предприятия, но и частные перевозчики. Ситуация чревата разорением транспортных предприятий. Критическое отставание тарифа от реальных затрат, необходимость экономить на запчастях приводит к созданию опасных дорожных ситуаций.

Зампредседателя комитета Сергей Титков зачитал на заседании информацию, согласно которой в ПАТП-4 себестоимость перевозки составляет 39,4 рубля, в «Горэлектротранспорте» - 24,27 руб., на метрополитене - 22,21 руб. Как отметила заместитель департамента по тарифам Новосибирской области Елена Марунченко, регулятор изучает стоимость тарифа на проезд с 2015 года. «Удельные фактические расходы в 2015 и 2016 годах не превышали удельные расходы, предусмотренные в тарифе», - отметила она. На претензии участников обсуждения заместитель департамента ответила: «По итогам анализа департамент подготовит экспертное заключение. Пока мы в процессе, закончим к концу месяца. По мере рассмотрения материалов выявляются недостоверные данные по бухгалтерскому учету». 

«Почему нельзя проводить индексацию тарифов на пассажирские перевозки? Почему пассажирские перевозки мы доводим до крайней точки?» - не сдержал возмущения депутат Александр Барсуков. - Мы призывали: разработайте концепцию индексации тарифов на пассажирские перевозки. Когда это будет, не будет проблемы повышения тарифов, будет вопрос компенсации», - убежден депутат.
Его коллега заместитель председателя комитета Сергей Титков придерживается другой точки зрения: «В нашем законе о транспортном обслуживании четко написано, что по регулируемым тарифам бюджет возмещает выпадающие доходы. Поэтому, чтобы производить компенсацию, нам нужно иметь обоснованный тариф».

Свою позицию высказал и заместитель председателя Законодательного собрания Валерий Ильенко: «Ситуация в сфере пассажирского транспорта достигла критического уровня. На сегодня 60%  износ подвижного состава не у муниципальных перевозчиков - у коммерческих организаций. Мы такой цифры не достигали за последние 10 лет. Мы куда идем? Мы тарифы не просим. Нет, не нужно тарифы поднимать. Мы просим и город, и область - заложите в бюджеты компенсацию выпадающих доходов», - заявил парламентарий.

Депутаты решили продолжить разговор через две недели, когда департамент по тарифам подготовит экспертное заключение.
«По данным представителей мэрии Новосибирска себестоимость на разных предприятиях составляет от 25 до 39 рублей, - отметил, подводя итоги заседания, председатель комитета Федор Николаев. - Мы договорились сегодня, что до 1 ноября руководство областного департамента по тарифам представит нам расчет обоснованности тарифа. А уже затем будет приниматься решение: повышать тарифы на проезд или нет. Тариф на проезд в транспорте должен быть адекватным и обоснованным. Но самое главное, что я хочу напомнить депутатам Законодательного собрания и Совета депутатов города Новосибирска - предусмотреть выпадающие доходы перевозчиков на проезд льготных категорий граждан».