29.11.18, 05:00

Стратегии 2030 нужна дорожная карта

Комитет Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике обсудил представленный правительством региона проект Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года.

Представляя проект Стратегии, министр экономического развития Ольга Молчанова отметила, что при разработке документа были учтены как преимущества региона - человеческий капитал, развитая система образования, диверсифицированная структура экономики, выгодное «центральное» транспортно-географическое расположение региона, так проблемы - недостаточная экономическая и инвестиционная активность, разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реально низкой восприимчивостью производства к инновациям, невысокий уровень развития инфраструктуры. Среди «угроз» также названы: усиление экономических санкций, ограниченные возможности сбыта на внутреннем рынке, утрата интеллектуального лидерства и потеря компетенций во многих научных направлениях, рост сферы торговых услуг на фоне ослабления возможностей развития секторов материального производства экономики и другие факторы.
Как подчеркнула Ольга Молчанова, Стратегией определены три приоритета: развитие человеческого капитала и социальной сферы, развитие конкурентоспособной экономики с высоким уровнем предпринимательской активности и конкуренции, а также создание современной безопасной среды для жизни, преображение городов и поселков Новосибирской области. Возможны три варианта реализации Стратегии: консервативный, целевой и инновационный, главное отличие которых – в объеме валового регионального продукта. Если консервативным сценарием к 2030 году ВРП планируется на уровне 2890,6 млрд рублей, то инновационным 3633 млрд рублей. С ростом производительности труда - в 1,9 раза, увеличением доли высокотехнологичной продукции в ВРП - в 1,6 раза; доли объема инвестиций в ВРП - до 27%; рост промышленного производства - в 2,1 раза, увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов – в 1,5 раза; рост производства продукции сельского хозяйства - в 1,7 раза.
«Правильно я понял: ежегодный рост валового регионального продукта должен быть в пределах 4-х процентов? – уточнил депутат Александр Козлов. – И суммы инвестиций приличные. Где их брать?»
Коллегу поддержал Александр Барсуков: «Нагрузка на реальный сектор экономики усиливается. Имею в виду гарантийное страхование объектов, рост НДС, ОСАГО, "Платон", экология… Рентабельность в отрасли практически сведена к нулю. Нет возможности развиваться. Названные цифры вызывают сомнение…»
Отвечая, Ольга Молчанова отметила, что проекты будут финансироваться как за счет собственных средств инвесторов, так и за счет денег бюджета.
«В данный момент не устраивает подход к государственно-частному партнерству, - высказал свою позицию председатель комитета Федор Николаев. - Из 40 млрд рублей, привлекаемых в рамках ГЧП, больше 90% занимают федеральные гранты. Что большие средства выделяются из федерального бюджета – здорово, это надо все подбирать. Но надо рынок ГЧП использовать не только в мегапроектах – поликлиники, четвертый мост, но и в более мелких проектах на территории области. Воронки ГЧП в широком смысле пока нет, а надо в эту воронку вовлекать и частный бизнес, и муниципальные образования».
Такая работа, по информации главы минэкономразвития, идет. «Много малых проектов, но они в основном касаются органов местного самоуправления, прежде всего, в сфере ЖКХ. Для того, чтобы их стимулировать, мы убедили Министерство финансов создать Инвестиционный фонд Новосибирской области, но пока этот фонд не наполнен денежным содержанием. Он должен использоваться для того, чтобы этим малым проектам оказывать меры поддержки», - сообщила Ольга Молчанова.
Обострил обсуждение заместитель председателя комитета Сергей Титков: «Мы в Стратегии ставим задачей стать лидерами за Уралом. Но такую же задачу ставят для себя и другие регионы – Кузбасс, Красноярск, Томск. Продолжаем делать акцент на выгодное географическое положение региона. Раньше говорили мультимодальный узел, потом логистический центр, теперь модное слово «хаб». Однако в развитии железной дороги акцент сегодня делается на Красноярск и Екатеринбург, теперь это мимо нас проходит. Когда президент говорит про развитие аэропортов, называет Ростов, Екатеринбург, затем Иркутск и только потом Новосибирск. Речной, воздушный транспорт, РЖД сами по себе живут. Есть ли у нас соглашения о развитии с РЖД, с Толмачево, как это было раньше, когда вместе рассматривали инвестпроекты?» - задал интересующий всех вопрос парламентарий.
Заместитель губернатора Сергей Семка пояснил, что данная практика продолжается. Соглашения с крупными компаниями заключаются раз в два года. Что касается Барабинско-Куйбышевской агломерации, то ее развитие предусмотрено Стратегией. Министр транспорта Анатолий Костылевский сообщил, что хотя аэропорт Толмачево пока и не вошел  в нацпроект, ожидается финансирование порядка 8,9 млрд рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы №2, строительство рулежных дорожек. Инвестор вкладывает 11,5 млрд рублей в строительство нового комплекса аэровокзала. Поддержка региональных авиалиний также способствует увеличению в Новосибирском аэропорту объема транзитных перевозок.
Зампредседателя комитета Елена Тырина подняла вопрос информационной доступности: «В Стратегии указано, что к 2030 году все население области будет обеспечено всеми видами связи – мобильная связь, интернет, цифровое телевидение. У нас пока действуют две программы устранения цифрового неравенства. Это «500+» и «250+». А населенные пункты «250- »? Как они будут учитываться в региональной программе?»
Руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Анатолий Дюбанов проинформировал депутатов, что в настоящее время при правительстве РФ формируется группа специалистов, которой предстоит решить проблему доступа для населенных пунктов с числом жителей от 100 человек. «Прорабатывается вопрос сотовой связи. Рассматриваются технологии использования вышек для обеспечения доступа в интернет. Скорость будет немного меньше, но связь должна прийти и в очень маленькие населенные пункты. В рамках федеральных проектов задача исполнимая».
«А можно перевести всех со следующего года на электронный документооборот? – продолжил тему председатель комитета Федор Николаев. - Столько ГСМ уходит, чтобы возить все эти документы туда-сюда за 600 километров».
Оказывается, и это не проблема. Как сообщил Анатолий Дюбанов, в проекте бюджета, принятого Заксобранием в первом чтении, предусмотрен переход на электронный документооборот всех муниципальных образований, включая малые поселения.
«Проект Стратегии ставит амбициозные планы, - подвел итог обсуждению председатель комитета. – Но так и должно быть. - Если бы великая страна не ставила перед собой амбициозные планы, она бы не достигала ничего. Есть определенная доля здравого оптимизма при достижении третьего варианта сценария. Депутатами было отмечено повышение нагрузки на бизнес . С принятыми решениями федерального регулятора инвестиционный поток бизнеса снижается». Федор Николаев напомнил, что еще раньше по настоянию депутатов началась работа над Стратегией развития дорожно-транспортной отрасли с конкретным планом мероприятий, которая должна стать составной частью общей стратегии развития региона. – Ряд замечаний технического характера департаменты Заксобрания уже выдали. Теперь необходимо Стратегию приводить к дорожной карте. Потом она ляжет в госпрограммы – будут предусмотрены конкретные меры, которые необходимы для достижения поставленных целей», - подытожил Федор Николаев.
Комитет по транспортной, промышленной и информационной политике одобрил проект Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года с учетом высказанных замечаний.

 

Теги:  Актуально