16.04.20, 12:15

Агросектор и охрана окружающей среды – в цифрах

Депутаты  комитета Законодательного Собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям заслушали отчёт Контрольно-счётной палаты Новосибирской области за 2019 год.

 

Председатель Контрольно-счетной палаты (КСП) Новосибирской области Елена Гончарова проинформировала законодателей о том, что положение в сфере сельского хозяйства, использования природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривалось КСП Новосибирской области  в ходе 1-го контрольного и 6-ти экспертно-аналитических мероприятий, основными объектами которых стали Министерство сельского хозяйства Новосибирской области,  Министерство природных ресурсов Новосибирской  области и администрации 15-ти муниципальных районов.

При осуществлении контроля приоритетными были вопросы использования средств областного бюджета, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, охрану окружающей среды, а также реализацию национального проекта «Экология».

В результате проведенных мероприятий КСП НСО был установлен ряд нарушений, в числе которых:  с 2016 года финансирование госпрограммы устойчивого развития села  уменьшилось в 3 раза, плановые значения целевых индикаторов 4 раза корректировались в сторону уменьшения; область не участвовала в отборе региональных программ для предоставления средств федерального бюджета по ряду направлений, которые реализуются за счет собственных средств областного бюджета; администрации ряда районов нарушают очередность включения граждан в списки на получение социальных выплат, не осуществляют контроль за представленными документами, соблюдением условий получения выплат, строительством (приобретением) жилья, не информируют граждан об условиях участия в программе и принятых решениях; 88 чел. (11,0%), получивших поддержку в 2012 - 2018 годах, не исполнили условие о трудоустройстве в агропромышленном комплексе или социальной сфере на селе; не соблюдаются требования к благоустроенности построенного жилья (в 2018 - 2019 годах 15 участников программы ввели в эксплуатацию неблагоустроенное или не пригодное для проживания жилье); количество гидротехнических сооружений с неудовлетворительным уровнем безопасности с 2016 увеличилось в 5 раз и составляет 40 единиц; по-прежнему не выделяются средства на содержание дамбы, отсекающей Юдинский плес от озера Чаны; сеть наблюдательных гидрогеологических скважин не поставлена на баланс; государственная функция по охране памятника природы «Озеро Горькое» неправомерно осуществлялась путем заключения контрактов на услуги военизированной охраны (режим охраны должен обеспечиваться непосредственно работниками государственного органа или подведомственного учреждения, либо владельцами и пользователями земельных участков).

С учетом выводов и предложений КСП НСО, сделанных по результатам контроля, в новой госпрограмме комплексного развития сельских территорий предусмотрены мероприятия по комплексному обустройству площадок под компактную жилищную застройку, грантовой поддержке местных инициатив граждан, строительству объектов социальной сферы в сельской местности (софинансируемые за счет средств федерального бюджета). Администрациями муниципальных образований проведена работа по устранению выявленных нарушений, направлены претензии гражданам либо исковые заявления в суд о взыскание сумм необоснованно полученных социальных выплат.

Как сообщила Елена Гончарова, в дальнейшем КСП НСО планирует проверить использование средств областного бюджета, направленных на поддержку малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе и развитие сельской кооперации.

«В отчёте прозвучало, что область не участвовала в отборе региональных программ для представления средств федерального бюджета по ряду направлений, которые реализуются за счёт собственных средств областного бюджета. Можно озвучить, о каких направлениях идёт речь?» - поинтересовался председатель комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям Олег Подойма.

Аудитор КСП Елена Саблина пояснила, что речь идёт о строительстве ФАПов, на которые выделялись средства областного бюджета,  при этом программа устойчивого развития села на федеральном уровне предполагала софинансирование из федеральных средств.

Елена Гончарова уточнила, что специалисты Контрольно-счётной палаты проверяли эффективность работы государственной программы, которая в настоящее время отменена. «Сейчас у нас новая государственная программа, комплексно развитие сельских территорий,  - отметила она.   - И проверяли мы период 2017-2018 годов и шести месяцев 2019 года».

От депутата Михаила Вересового поступил вопрос -  что будет с теми, кто не трудоустроился в сельском хозяйстве, но получил деньги за обучение, и  какова ответственность тех, кто за областные деньги строит на селе некачественное жильё?

«Контракты на обучение были составлены таким образом, что претензий к тем, кто получил образование за счёт бюджета и не хочет отрабатывать положенные пять лет, предъявить невозможно», - ответила Елена Гончарова.

«В новых договорах на обучение это исправлено?», - уточнил Олег Подойма. Министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко ответил, что сегодня за счёт средств областного бюджета граждане  нас не обучаются.

«Считаю, что если в районе строительные работы за счёт областного бюджета выполнены плохо, надо сумму, равную стоимости работ, из бюджета района убирать»,  - высказал предположение Михаил Вересовой.  

Елена Гончарова возразила, пояснив, что для снятия денег со счёта муниципального района нужны правовые основания. «Снять деньги можно при нецелевом использовании бюджетных средств, - сказала руководитель КСП. -  Но тогда мы накажем район дважды: то есть сначала пропали средства, истраченные не по назначению, а затем с района ещё раз снимают ту же сумму».

Депутаты приняли годовой отчёт КСП к сведению.