21.05.19, 04:00

Доступность пассажирского транспорта: плюсы и минусы

Комитет Законодательного собрания по транспортной, промышленной и информационной политике заслушал отчет министерства транспорта и дорожного хозяйства о реализации госпрограммы «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014-2021 годы» за 2018 год.

За прошедший год, отчитался заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Невежин, уровень охвата жителей населенных пунктов муниципальных районов Новосибирской области внутренним водным, пригородным железнодорожным или регулярным автобусным сообщением составил 97,4%. Все граждане, имеющие право на меры социальной поддержки при проезде на пассажирском транспорте, имеют соответствующие проездные документы. В течение года приобретено 68 автобусов для работы по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах регулярных перевозок в границах муниципальных районов и межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок. Их доля в отношении к общему числу автобусов на муниципальных маршрутах и межмуниципальных маршрутах составила 28,6%. Размер мер социальной поддержки из областного бюджета при перевозке различных категорий льготников составила 1 млрд 521,6 млн рублей. Общий объем финансирования из областного бюджета, включая возмещение затрат или недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае государственного регулирования тарифов перевочиков, а также содействие местным бюджетам в обновлении (пополнении) подвижного состава общественного пассажирского автомобильного транспорта составил 2 млрд 691 млн рублей.
Интегральная оценка эффективности реализации государственной программы 99%, отметил заместитель министра транспорта.
Тем не менее, у депутатов оказалось немало критических замечаний.
«Главное, на что обращаем внимание при посещении районов, - чтобы перевозчики более активно занимались обновлением подвижного состава, - заметил заместитель председателя комитета Сергей Титков. – К сожалению, в сельских районах пока слабо используют этот механизм. Из предусмотренной субсидии в прошедшем году использовано только 31 млн рублей. Хотя, если бы мы в полном объеме выбирали выделенные на эти цели средства, можно было бы говорить и об увеличении в областном бюджете средств на обновление подвижного состава пассажирского транспорта».
Заместитель председателя Законодательного собрания Валерий Ильенко поднял вопрос, когда частные перевозчики Новосибирска смогут пользоваться субсидией на обновление подвижного состава. Сегодня этот механизм рассчитан только на муниципальный транспорт, то есть на единственное ПАТП-4, которое покрывает только 7% перевозок в областном центре. При этом и муниципальный перевозчик и частники работают в одних условиях – по регулируемому тарифу, получая возмещение за льготников. Законодатель обострил и другой актуальный вопрос – лицензирование таксомоторных перевозок. «С 1 июля – никаких переносов не будет - все водители должны быть устроены у лицензиата. И второе - какова ситуация с внедрением on-line касс на пассажирском транспорте?» По оценке Валерия Ильенко, изменений к лучшему на таксомоторных перевозках нет. «Общественники – «Народный контроль» заявляют, что не будут больше этой темой заниматься по одной простой причине: мы не видим результатов нашей работы. Мы провели свои рейды, мероприятия, но не видим каких-либо подвижек со стороны министерства. Межведомственной комиссии – нет. Закон о такси – предложений нет. Если так, мы вынесем вопрос на сессию и примем решение сами. Из 20 тысяч такси лицензию получили только 3 тысячи, мы не видим в этой сфере работу министерства», - заявил Валерий Ильенко. По мнению парламентария, в сегодняшней ситуации министерству необходимо создать контрольную группу. Один сотрудник министерства с таким объемом работа справиться не в состоянии.
«Список межведомственной комиссии сформирован, - ответил на критику замминистра. - Объем лицензирования в такси сейчас составляет 40 процентов. Предприятия-перевозчики активно работают с Ространснадзором. Без лицензий такси на дорогах не будет».
Дискуссию продолжили член Общественного совета при  Законодательном собрании Евгений Кулинич и депутат Александр Барсуков. «Система работы нелегальных такси должна быть в центре особого внимания, - убежден парламентарий. – Необходимо контролировать и распределение маршрутов. Сейчас в районах на выгодных маршрутах появились некие перевозчики, из-за деятельности которых происходит перераспределение пассажиропотоков, что не в интересах перевозчиков обслуживающих маршрут, - считает Александр Барсуков. - Кроме того, в районах, как в городе, должна быть индексация стоимости перевозок».
«Острое обсуждение вопроса говорит о том, что депутаты в нашем комитете профессионалы и видят не просто цифры, но и что за ними, - подытожил обсуждение заместитель председатель комитета Сергей Титков. - Повторю: 2 млрд 691 млн рублей из бюджета Новосибирской области были в полном объеме выделены на все запланированные направления – на льготы, на оказание всех видов господдержки – для обновления подвижного состава трамваев, автобусного парка. Учитывая удаленность и большую протяженность дорог в сельской местности, очень большое внимание уделяется сельским территориям. Но есть и вопросы. В некоторых районах износ автобусного парка составляет 90 и более процентов. И мы сегодня задаем больше вопросов сельским территориям: почему вы не участвуете в программах обновления подвижного состава? Есть еще вопросы – по подготовке водителей. Мы запросили цифры – кто у нас сегодня работает на сельских, школьных маршрутах - там свои особенности, нормативы. Результат: у нас 715 новых школьных автобусов, 635 школьных маршрутов – на них работают более 70 водителей, которым за 60 лет – 65 лет. И на месте, в районах, водителей не готовят – только в Новосибирске и в Бердске. Это очень острый вопрос и для пассажирского транспорта. Уже сегодня в сельских районах есть примеры, когда и автобусы новые есть, а водителей нет. В такси также надо наводить порядок, - подчеркнул парламентарий. - Мы третий город в РФ, но каждый скажет, что сегодня в этой сфере творится вакханалия. Поэтому так остро вопрос и встал». Сергей Титков заметил, что завтра, 22 мая, в Новосибирске открывается Транспортный форум, где будут обсуждаться самые актуальные вопросы.
Комитет принял рекомендации министерству транспорта и дорожного хозяйства области по реализации госпрограммы «Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014-2021 годы».